История города

По книге Б.С. Босника "Красноармейск и его окрестности"

Предыстория

По сегодняшним представлениям о времени люди появились на Земле не так уж давно.

Историческая геология оперирует длительными отрезками времени, в каждом из которых биосфера Земли имела особый характер. Например существовали: "влажный" карбон с амфибиями и земноводными; "сухой" пермский - с крупными рептилиями; мезозойский, в каждом из периодов которого (триасе, юре, меле) возникала новая флора и фауна, когда, к примеру, в Африке обитали австралопитеки. После ледникового периода появились неандертальцы. При неизвестных обстоятельствах они исчезли и сменились людьми, т. е. существами разумными (в нашем понимании). Но как теперь считают прямой преемственности между людьми и неандертальцами нет, точно так же, как их нет между кроманьонскими охотниками на мамонтов и древними кельтами.

В истории этносов, как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем, что периодически на определенных участках земли идет ломка, когда одни этносы исчезают и появляются новые. Упрощенно под этносом понимают общность людей с чувством взаимной комплиментарности, которая присутствует в них не из расчета, а из подсознательного "свои - чужие". Считают [2], что продолжительность жизни этноса от начала (пассионарного толчка) до разрушения составляет 1500 лет, если агрессия иноплеменников не нарушает нормальный ход этногенеза. Когда-то были филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их сейчас нет, как когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев или нас -русских.

Когда-то, за VIII столетий до н. э., образовалась Великая Римская империя, возникшая из племени латинов, вобравшая в себя множество народов Средиземноморья и западной Европы. А далеко на Востоке существовала другая цивилизованная империя Хань (Китай). Между ними в беспредельных степях Причерноморья и Казахстана обитали сарматы и хунны. Последние кочевали в Монголии и покоряли оттуда огромные территории.

Существовал Великий шелковый путь между этими Великими Империями. По нему китайский шелк тек в Средиземноморье, оборачиваясь золотом и предметами роскоши. Ни римляне, ни китайцы с караванами не ходили. Ходили согдийцы - обитатели Ср. Азии и евреи, осваивавшие посредничество и международную торговлю. Римлянам в Европе не удалось подчинить только германцев да северные от них территории, хотя римские легионы доходили до Рейна и Эльбы. Удерживать власть было нелегко. Сильно была ослаблена Римская империя и войнами, и восстаниями рабов, и 20-летней Троянской войной с племенами даков (на территории современной Румынии). Во II - IV вв. н. э. эта империя стала разваливаться.

Новая эра в истории берет начало от рождения Христа, когда Господь Бог в образе смертного человека пришел к погрязшим в грехах людям, чтобы научить их праведной жизни. От возникших в Сирии и Палестине христианских общин пошла новая идеология - учение по Христу, увлекшее многие народы. В противовес Римской империи возникла Византия - христианская держава.

Между Черным и Каспийским морями был Хазарский каганат. В эти места бежали иудеи (евреи), из-за восстания изгнанные римлянами с их исторической родины. Протянувшийся до Андалузии (Испании) шелковый путь не прекращал своего существования до XIX в. н.э., пока в Китае не произошли изменения, повлиявшие на шелкоснабжение.

К востоку от германцев издревле обитали славяне. Академик А. А. Шахматов, исследуя диалекты русского языка, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Тиссы и на склонах Карпат, где теперь - восточная Венгрия и южная Польша. С запада их соседями были германцы. На севере со славянами соприкасались балты: литовцы, латыши, пруссы, ятвяги - очень древние народы, заселившие прибалтийскую территорию, когда оттуда ушел ледник. Причем они заняли почти пустынные места и распространились широко, примерно от Щецина до сегодняшней Пензы. Их было много: и суоми, и эсты, и весь, и чудь "белоглазая". Дальше жили зыряне, чудь заволодская, и многие другие.

И все было до II в. н. э. достаточно стабильно, пока готы (южные шведы) не дали пассионарный толчок, приведший к Великому переселению народов. Как это получилось?

Тремя эскадрами они высадились в устье Вислы, поднялись к верховьям, дошли до Припяти, миновали приднепровские степи и вышли к Черному морю. Построив там новые флоты, они начали завоевать бывшую Элладу (Грецию), принадлежавшую в то время Римской империи. В результате к IV в. н. э. готы стали хозяевами устья Дуная, Приднестровья, Крыма и даже частично земель мордвы-мери и верховьев Волги.

Примерно в этот же период в степях низовья Волги, в удобных для скотоводства местах освоились добравшиеся сюда, после изнурительных войн в Китае и Ср. Азии, хунны. Сначала их было немного, но они быстро осваивались, сливаясь с местными племенами. Они создали новый этнос- западных гуннов. Их владение расширилось и заняло просторы между реками Урал и Дон. А что же славяне? А славяне в это время сопротивлялись готам. Готы из-за измены подданных, жестокости правителей и внутренних распрей стали слабеть, к тому же с востока у них вырос ужасный враг - западные гунны. Славяне выступили на стороне гуннов. В результате победы гуннов над готами выиграли славяне. Они получили свободу действий на достаточно длительный период и имели успехи. Великое переселение продолжалось. К VI в. славяне заняли Волынь (тиверцы и уличи), бассейн Припяти, где поселились древляне, южную Белоруссию, где осели дреговичи ("дрягва" болото).

На юге славян звали "склавены", на востоке - "анты" (славянское "поляне" по-гречески "анты"). Славяне распространялись на север, где их звали "венеды" (это слово и сейчас сохранилось в эстонском языке). Население множилось не столько за счет моногамных браков, сколько за счет пленных наложниц. В VII в. два других западнославянских племени - "радимичи" и "вятичи" распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и Оки, притока Волги. Они расселялись среди местных угро-финских племен, смешиваясь с ними. Образовывались целые поселения и даже города, развивались кустарные производства и торговые отношения. Но большим бедствием для славян было соседство с древними русами. В свое время русы, побежденные готами, бежали в район Белоозера, Изборска, Старой Русы. В IX в. они стали настоящими грабителями. Они опустошали целые селения, а детей и женщин продавали купцам-работорговцам, были неустрашимы и организованны. Ими руководил Рюрик, рус, варяг, который оказался на княжеском престоле в Новгороде. С него обычно пишется история Руси.

История русского этноса, как мы видим, складывалась не вдруг и не на пустом месте, хотя пустых, и порой непроходимых мест оставалось еще много. Впереди еще были и татаро-монгольское иго и другие важные события, повлиявшие на русский этнос, то есть на наши привычки, фамилии, цвет глаз, волос и характеры.

Место, где стоит город

Кипела жизнь и в нашей местности, хотя Москвы, Пушкино или Сергиева Посада пока как таковых еще не было. Не было и Красноармейска. Но места эти, как видно, с очень давних времен были привлекательны для обживания людьми, о чем свидетельствуют раскопки и всевозможные могильники. Считается, что первые поселения, относящиеся к неолиту, возникли где-то в IV-III тысячелетии до н. э. Орудия первобытных людей - каменные топоры, ножи найдены в Баркове, Ивантеевке, Тишкове, в Талицах [З]. По берегам рек Учи, Клязьмы [4] и другим в II тысячелетии до н. э. селились люди фатьяновской культуры (бронзовый век). Так называемые фатьяновскне топоры были найдены в наше время около Тишкова, Ивантеевки и в других местах. Остатки поселений дьяковской культуры, относящиеся к первой половине I тысячелетия до н. э., были открыты на территории поселка Черкизово (Пушкинский район), а относящиеся ко второй половине I тысячелетия до н. э. - в районе бухты Радости около Осташкове (Мытищинский район).

В X-XI вв. у славян изменилась погребальная традиция -от трупосожжения перешли к захоронению под насыпь. Для археологии это является важным фактором. В настоящее время в границах Пушкинского района известно 14 групп курганов XII-XIII в. в. славянских племен вятичей и кривичей, а так же относящиеся к этому же времени славянские курганы непосредственно в нашей местности, расположенные недалеко от сел Царево, Барково и бывшего Муромцева.

Таким образом, картина заселения мест, где расположен Красноармейск, с учетом того, что он стоит на реке, аналогична картине заселения Пушкина, Мытищ и Ивантеевки. Краевед Г. Я. Демин пишет [1]: "В I тысячелетии до н. э. на левом берегу реки Вори находилось городище Пирожная гора. Известно также Царевское городище". Какими были до нашей эры эти городища, представить себе нелегко. Так давно здесь могли быть только угро-финские поселения. О том, как это выглядело позже, он пишет[5]: "В районе Пирожной горы стояло городище с крепостью, с мужским монастырем. А внизу, где садоводческое хозяйство ╪3, был посад с ремесленными рядами. И до сего времени находят в земле предметы старины: кованные гвозди с четырехгранными шляпками, рукоятки от мечей и т. д."

Через территорию, занимаемую сегодня Красноармейском и окрестными селами, в XII-XIII вв. проходил водно-торговый путь из Москвы на верхнюю Волгу. Река Воря являлась важным звеном этого водного пути. Путь от реки Москвы пролегал через Яузу на Клязьму. Около Мытищ-Бол-шева был первый волок (длиной примерно 7 км.). Затем лодки плыли по Клязьме, Воре и ее притоку Торгоше до села Наугольного (рядом с Сергиевым Посадом). Там был второй волок на речку Кунью, приток Дубны. По Дубне лодки плыли до Волги. Ни Мытищ, ни Болшева тогда еще не было. О древности этого пути академик С. Б. Веселовский [7] пишет:

"Яузский путь существовал, вероятно, с незапамятных времен, задолго до существования Москвы". Заметим, что благодаря этому водному пути были связаны торговыми отношениями не только издревле возникшие в бассейне этих рек такие поселения, какими были Танинское (будущие Мытищи) или Пирожная гора (Красноармейск), но и древние города Руси, какими уже тогда, в XII-XIII вв., были Владимир, Тверь и молодая, быстро растущая Москва. Пик активности этого пути, вероятно, приходится на времена, когда Русь пришла к христианству, а княжеский престол переходил из Киева во Владимир, а затем - в Москву (Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, татаро-монгольское иго, Александр Невский, Михаил и Даниил, Иван Калита).

В XIV-XV вв. на Воре уже находились селения Никольское, Путилове, Муромцево, Михайловское, Барково, а там, где в Ворю впадает река Талица, был древний городок, где с проезжающих взималась торговая пошлина (Царевское городище). Археологи утверждают, что в городке стояла сторожевая башня. Но от всего этого остались лишь земляные валы. На этом месте теперь находится деревня Лепешки (впервые упоминается как Лепешкино в Списках дворцовых сел и деревень XVI - XVIII вв.).

К середине XIV в. торговое судоходство на этом пути (по рекам Яузе, Клязьме, Воре, Торгоше) было остановлено, что, видимо, связано, с одной стороны, с ограниченными возможностями волоков и самих рек, а с другой - с развитием сухопутных дорог. Уже была в каком-то виде дорога из Москвы в Переславль-Залесский. К тому же появилась Троице-Сергиева обитель и дороги к ней потянулись из ближней и дальней округи. На реках стали строиться запруды, отводные каналы и мельницы. Первое письменное упоминание о такой мельнице на реке Воре, около Барково, относится к 1393г. [б].

С середины XV в. эта местность составляла вотчину Трои-це-Сергиева монастыря до 1764 г., входила в стан Воря и Корзнев Московского уезда, с 1802 г. - Дмитровского уезда. Берега Вори были покрыты хвойными лесами. Их и теперь еще немало. Не случайно, может быть, Воря в переводе с мансийского, одного из языков финно-угорской группы, означает "Лесная река". Но существует и другая версия [5]. Древнее название было Волга, с удареньем на последнем слоге. Но потом местность, где пролегло ее русло, прославилось лихими разбойничьими набегами и приросло к ней название Ворья. впоследствии трансформированное в Ворю.

Несколько слов об обычаях захоронения в старые времена. Крещение на Руси, как считается, было в 988 г. в Киеве, в Днепре, при Владимире Красном Солнышке. Но христианство тем не менее приживалось не везде и не сразу. Долго еще люди оставались во власти языческих предрассудков. Одним из таких был обычай хоронить умерших на другом берегу, чтобы духи смерти и печали оставались на другой стороне. Возможно поэтому памятью и доказательством жизни давних обитателей Пирожной горы можно считать могильные курганы на противоположном берегу Вори, что находятся за новым садовым хозяйством в направлении деревни Барково.

А вот еще обычай тех времен. Юных князей, "в бозе почивших" (холостых), клали на ладью с богатыми дарами [5]. В городе выбирали девушку в жены умершему. Мужчины рода становились в два ряда лицом друг к другу, соединяя руки. Почетная избранница шла по рукам к ладье, там друзья умершего лишали ее невинности, а старуха - "ангел смерти" - жизни. С тех пор поговорка "пошла но рукам" в искаженном виде вошла в наш быт.

Весной 1941 г. в район Пирожной горы приезжала археологическая экспедиция. Они на явно искусственном холме, где у подножья река Воря делает резкий поворот, хотели делать раскоп. По версии на этом месте были захоронены останки легендарного князя Серебряного, обладавшего несметными сокровищами. Согласно преданию этот высокий песчаный холм над могилой отважного и справедливого князя времен Ивана Грозного был насыпан вручную его верными воинами, носившими землю шеломами (шлемами). Но началась война в 1941 г., работы, не начавшись, были прекращены. Археологи больше здесь не появлялись. Местные кладоискатели - мальчишки -делали небольшие подкопы, в частности, со стороны реки у подножья холма в черной земле, выше которой расположен песок. По их мнению ничего интересного там не находили. Попадались только приличных размеров окаменелые раковины.

Легенда о захоронении князя продолжает жить и по сей день. хотя существовал ли такой князь на самом деле - тоже не более чем легенда. По поводу последнего приведем мнение Г. Богуславского [8], который утверждает, что прообраз главного героя романа А. К. Толстого не исторический персонаж, а вымышленный образ идеального боярина, отважного заступника за правду, взятый из народного песенного эпоса. Это в былине Никита Романович Серебряный спешит воспрепятствовать злому делу убить царевича, которое затеял главный опричник царя Малюта Скуратов:

"Вот садится он на лошадь водолазню, Скоро скачет на болото Жидкое,

Что на ту ли Лужу Поганую. Он ударил Малюту по щеке:

Ты. Малюта, Малюта Скурлатович Не за свой ты кус принемаешся!"

К вопросу о сухопутных дорогах хочется возвратиться. Всегда поселения людей какими-то дорогами связаны друг с другом даже изначально. В зависимости от качества местности, времени, экономического и стратегического положения меняется и степень наезженности дорог. Одни становятся более, другие менее предпочтительным. Одни выстраиваются в тракты, другие становятся тупиковыми, третьи исчезают вовсе. Жизнь дороги и жизнь поселения связаны. Проторят более удобную объездную дорогу - поселение может зачахнуть, превратиться в пустошь.

Существует предание, что одна из дорог на Сергиев-Посад проходила когда-то через Красноармейск. Сергий Радонежский со своей братией прорубали эти дороги [9].

Из жития Сергия [10] следует, что, стремясь к уединению и затворничеству, они вырубили место и построили свою обитель в дремучем лесу. Из городов и селений в округе (Ростов, Хотьково, Радонеж и др.) люди тянулись к священной обители, обосновываясь рядом, строили посад. Дорога из Красноармейска или через него могла быть вариантом пути между Москвой и Сергиевым Посадом, допустим, из того же Пушкина или, к примеру, из Щелокова через Петровское. Ведь какими-то дорогами Сергий Радонежский с братом ходили пешком в Москву в 1340 г., чтобы патриарх дал благословение освятить их церквушку во имя Пресвятой Троицы. При этом нужно учитывать, что поселения в районе Пирожной горы к Лепешек, некогда имевшие важное значение, в те времена еще могли существовать. Были к ним и какие-то дороги. Расстояние от Москвы через Пушкино, Софрино и Воздвиженское в Сергиев Посад почти такое же, как от Москвы через Пушкино, Михайловское и Зубцово в Сергиев Посад. Качество дорог тогда мало чем отличалось от проселочных - ездили на санях, телегах, лошадях. Чем меньше болот, мостов и разбойников, тем лучше. Поэтому, не исключено, что один из путей из молодой тогда Москвы в древние города Ростово-Суздальского княжества, на север (Переславль-Залесский, Кострома) вполне мог пролегать мимо Красноармейска, а вернее - мимо места, где спустя 700-800 лет возник Красноармейск.

С возрастанием роли Московского княжества торгово-экономический статус населенных районов Подмосковья быстро менялся. Пришлось отказываться от волоков, от замерзающих рек и речушек. Так, из Москвы на Владимир и Казань выстроился Большой Владимирский тракт мимо Ногинска (села Рогожи в то время). Была наезжена дорога на Дмитров - ровесник Москвы (она проходила тогда немного в стороне от нынешнего Дмитровского шоссе). Роль Дмитрова быстро возрастала, поскольку там был прямой водный путь в верховья Волги по рекам Яхроме, Сестре и Дубне. По трактам тянулись телеги, сани, обозы. Ездили и крестьяне, и купцы, и князья. Вот, например, цитата [11] из древнего документа: "В лето 6825 (1317 г.) тое зимы князь велики Юрьи Данилович Московский с Кавгадыем и со многими татары и со князи суздальскими и со иными князи, и со многими силами пойди с Костромы к Ростову, а от Ростова пойди к Переславлю, и от Переславля пойди к Дмитрову, а из Дмитрова пойди к Клину". В это время, как видно, формировалась от Москвы и будущая Переславская дорога (через Пушкино, Рахманово, Радонеж), а наш Красноармейск с Пирожной горой остался в стороне.

Вряд ли можно сомневаться в том, что уже существовала и там же проходила дорога из Пушкино в Красноармейск, так же как почти нет сомнений в том, что там же проходила дорога и от Ногинска на Дмитров (теперь "бетонка"). Другое дело в том, что они, оставшись в стороне, долгое время еще могли оставаться проселочными. Иначе не заблудилась бы мать Петра I Наталья Кирилловна, ездившая по этим дорогам замаливать грех своего сына, нарушившего обещание помиловать Бирлюка (к этой истории мы еще возвратимся позже).

Проселком осталась и старая дорога из Красноармейска в Михайловское мимо Пирожной горы и далее через деревни в сторону Сергиева Посада. Теперь - это дороги для грибников и туристов, редко когда какой-нибудь подвыпивший тракторист с обозом сена проедет по ним. Например, в Зубцово и Спас-Торбеево, ставшие объектами для интуристов, легче попасть с Ярославского шоссе, чем из Красноармейска (там дорога заасфальтирована).

Итак, история возникновения и места прохождения Московско-Ярославской дороги теряются в глубокой древности. Что же известно официально?

По мнению различных авторов и исследователей дорога часто меняла свое направление, ее захватывали в свои владения местные феодалы [38]. В XV в. Московские князья запретили включать дороги в состав владений феодалов и к концу века на ней появилась ямская гоньба, о чем мы узнаем из "Судебника" Ивана III - документа, относящегося к 1497 г. В одной из статей этого кодекса "Указе о езде" перечисляется стоимость проезда: "... от Москвы до Переславля-Залесского - 20 алтын, до Ростова - рубль, до Ярославля - рубль с четвертью, до Вологды - пол-три рубля". Дорога пересекала реку Клязьму выше Черкизова (близ современной платформы Тарасовская), где был первый от Москвы ям. Далее она шла через село Звягино, город Радонеж, на село Стогово, где был второй ям, а затем - на Пе-реславль-Залесский. В "Поверстной книге" начала XVII в. указаны расстояния от Москвы: "... до села Мытищи - 15, до села Братовщина - 50, до села Тонинского - 12, до села Воздвиженского - 50, до села Софрино - 40, ... до Александровской слободы - 90, ... до Переславля-Залесского -120". К этому времени следовательно место прохождения Ярославской дороги в основном определилось, хотя изменения в последующем имели место и были еще значительными. О тяготах пути во ней современники оставили нимало воспоминаний. Грабежи и разбой еще долго оставались заурядным явлением, а качество дороги - ужасным. Поговорка "разбойник с большой дороги" в полной мере могла быть отнесена к Ярославской дороге.

Теперь остановимся на селах и деревнях, где возник Красноармейск.

Слово "деревня" связывают с глаголом драть, выдрать землю из леса. Затем строили жилье, которое вместе с пашней получило название деревня. Первоначально деревни имели один-два двора, со временем становились крупнее, причем в них жили только крестьяне. В XIV-XV вв. в нашем крае было ни мало сел и деревень. В XVI в. в них стал появляться господский двор вотченника. Село отличалось от деревни наличием церкви, хотя по количеству дворов большой разницы могло и не быть. Но наличие церкви и церковноприходской жизни обусловило позднее определение села в качестве административного и хозяйственного центра для близлежащих деревень. Многие села и деревни оставили заметный след в древних письменных источниках. За некоторыми из них утвердились названия в XIV - XVI вв., которые сохранились до наших дней. Вот примеры. Одним из таких первых письменных документов, подтверждающих землевладение московского князя Ивана Калиты, является духовная грамота (его завещание) 1328 г. о разделе своего имущества своим детям и жене-княжне перед отъездом в Золотую орду [12]. Туда надо было ехать за ярлыком на великое княжение, без чего не возможно было добиться полноты власти. Надо было предусмотреть все, ибо нередко дорога в ставку хана была безвозвратной. Князь беспокоился не за себя, а за родных, чтобы не было раздоров и вражды. Здесь нужна была особая мудрость, чтобы была власть у старшего сына, а младшим, чтобы не было обидно. Поэтому рядом с дальними уделами (землями) каждому доставались по завещанию селения и дворы московские и подмосковные - вроде каждый на своем, а все одной семьей. Старшему сыну Семену отец отводил Можайск и Коломну с волостями и селами, Ивану - Звенигород и Рузу о волостями и селами, Андрею - Лопасню и Серпухов с волостями и селами. А вот извлечение из той же духовной грамоты, где речь идет о нашей местности: "А се даю княгине своей с меньшими детьми: Сурожик, Мушкину гору, Радонежское, Бели, Ворю, Черноголовль..." [СГГиД, ч. 1, М. 1813, ╪21]. Радонежское и Черноголовль - это понятно, они и сейчас звучат почти так же - Радонеж и Черно-головка. А что означали Бели и Воря?

Стан Бохов, стан Бели, волость Воря были в то время единицами административно-территориальными. Стан Бохов объединял селения, расположенные к югу от Тишково-Бра-товщина-Левково. Воря (волость) - к северо-востоку от этой границы, получившая название от реки Воря. Стан Бели - к северо-западу, получившему название от села Бели, располагавшемуся на речке Талице, где сейчас деревня Данилове.

В документах 1393 г. обнаружены [13] первые упоминания о приселке Барково с мельницей на Воре, сельце Му-ромцево, приселке Путилове, погосте Троица-на-Березня-ках, деревне Федоровское. Это, впрочем, должно означать, что дорога, ведущая через Путилове, Федоровское, Барково на Михайловское и далее, в те времена могла уже существовать, причем на равных с дорогой, ведущей туда же через Муромцево и Пирожную гору. И еще неизвестно, какая из дорог на Троицу становилась для путника предпочтительней.

XV в. был более насыщен письменными источниками: селения Олшня (Алешине), Пушкино, Митрополье, Сафарино (Софрино), Михайловское, Чекмово, Звягино, Черкизово. В XVI в. - Левково, Тишково, Царево, Едьдигино, Вантеево (Ивантеевка), Братовщина, Мураново, Семеновское, Рако-во и др.

Особо следует сказать о селе Муромцево. В XVI в. ему были приписаны [4] пять сел, пять селец, 27 деревень, 56 пустошей в том числе Болсуново, Ряполово и др. Всего в округе Муромцева 189 крестьянских и 33 прочих (поповских, монастырских и др.) двора и две мельницы (Писцовые книги Московского государства XVI века. отд 1, СПб. 1 1872, с. 72 -77.). За 200 прошедших лет с момента первого письменного упоминания о Муромцеве как о сельце (в 1393 г.) к концу XVI в. оно превратилось в административно-территориальную единицу - село, с приписанными немалыми людскими и земельными ресурсами для исчисления податей. Изменился и землевладелец. Ранее Ворские владения считались дворцовыми (духовная грамота Ивана Калиты). Земли принадлежали князю, наследникам или пожалованы в вотчину иным лицам (придворным вельможам, боярам и т. п.).

В XV в. крупным землевладельцем становится церковь, в том числе Троице-Сергиев монастырь. Способом приобретения были пожертвования, покупка, вклады, мена. Ворские земельные вотчины этого монастыря в XV в. измерялись несколькими тысячами десятин, а в XVI в. - десятком тысяч десятин. В их числе были Муромцево, Барково, Путилове, Федоровское, Михайловское [14]. Монастырские вотчины управлялись "посольскими старостами" (приказчиками), жившими в селах в монастырских домах (дворах).

Из близлежащих Ворских владений деревня Лепешки (Ле-пешкино) присутствовала в Списках дворцовых сел и деревень XVI - XVIII вв. в качестве дворцовой [15] на протяжении всего времени. То же относится и к Цареву. Может быть название "Царево" село получило по принадлежности к царскому владению, но были и другие названия. Существует предание, что там, где стоит Никольская церковь, в давние времена стояла ветхая часовня, поставленная на месте захоронения младенца - отпрыска Ивана Грозного от одной из его жен, который скончался здесь [5]. Каменная церковь-красавица в псевдоготическом стиле, освященная во имя Святого Николая Чудотворца, была воздвигнута на этом месте после окончания войны 1812 г.

События, связанные с войной 1812 г., не обошли стороной наши места. Остались предания. Русское войско после сражения на Бородинском поле оставило Москву. Передовые части французской армии дошли до реки Воря в районе Орловских озер (до войны 1941 - 1945 гг. там видны были белокаменные надгробные плиты, глубоко вросшие в землю). Наши части остановились у села Петровское. До сего времени холм в том месте так и называется - "Кутузовский" [5]. Кстати, по преданию село Петровское основано татарами во времена татаро-монгольского ига. В селе осталось много фамилий с татарскими корнями: Баскаковы - баскак (надзиратель), Якшины - якши (хорошо). Впрочем по всей Руси русско-славянский генофонд заметно оказался разбавлен татарской кровью. Один из наполеоновских обозов с награбленными ценностями, застрявший и потерявший ориентировку, наткнулся в лесу на лихого мужика из села Муромцева, взявшегося вывести их к своим. Но "муромский Сусанин" оказался не промах: убил обозных, выгреб ценности, со временем превратился в купца первой гильдии. После его смерти жена сделала огромное пожертвование, на что в Муромцеве была построена в 1840 г. церковь, которая была освящена во имя Николая Чудотворца. О том, что этот храм является храмом на крови я узнал от Г. Я. Демина, а ему эту историю рассказал бывший секретарь парторганизации НИО-3 полигона Шишкин, в последние годы связанный с "Юнеско".

Сегодня село Муромцево стерто с лица земли. О нем напоминает лишь храм за оградой с колючей проволокой, а вернее то, что от него осталось. Нет сегодня и деревень с названиями Коськово, Лукьянцево, Ряплово, Кресты, которые находились за Муромцевым в северо-восточном направлении. Повезло, можно сказать, селу Петровское, оказавшемуся поюжнее. От бывшего Коськово и Лукьянцево оно расположено километрах в пяти-семи. Петровское живо. Это красивое, старинное село, в нем стоит изящная, чудом уцелевшая Спасская церковь, построенная в 1828 году, восстановленная и действующая ныне. Наверно таким же красивым было и село Муромцево. Старожилы говорят, что муромская (Никольская) церковь была великолепна, чем-то похожа на Петровскую. Оказавшись в зоне ограждения полигона, обезглавленная, многострадальная, она размещала в себе производства по подготовке боеприпасов, затем - меховых, теперь - макаронных изделий [16, 17]. Каждый раз в связи с производственной необходимостью следовал очередной акт вандализма - внутренняя перестройка, замазывание фресок с ликами святых и. т. д. Иконами из этой церкви забивали окна в конюшне на Новой жизни - вспоминает Г. Я. Демин. Будет ли когда-нибудь возвращен храм в пользование общине Русской православной церкви, будет ли восстановлен -не ясно.

А за Муромцевым, в Коськово, был женский монастырь. Об этом, как и о многом другом, уже почти забыто, хотя прошло не так уж много времени. В своей обители монашенки трудились не только в богомолье, но и усердно работали по хозяйству - от зари до зари. Они выращивали отменные овощи, держали скотину, разводили в своих прудах рыбу, заготовляли в лесу дрова, грибы, ягоды. В зимнее время стегали одеяла на весь район и в баулах разносили их по близлежащим селам и поселкам. Словом, они обеспечивали себя всем необходимым и зарабатывали на благоустройство. Говорят, они были гостеприимны. Селяне и родственники монашек, посещавшие их обитель, отмечали всегда вкусно приготовленную пищу, не редко захаживали к ним на богомолье и с поздравлениями в праздники. В своей массе монашки были скромны, благочестивы, соблюдали монашеский обет. Но были и отклонения, особенно если в монастырь приходилось идти не по внутреннему убеждению а по случаю, допустим вымазали дегтем ворота и некуда больше деться. Но молодость есть молодость и всякое случалось. Господь Бог милостив, прощал чистосердечные раскаяния. Кстати, oтвeт взрослых ребенку, что его "нашли в капусте" оказывается связан с жизнью женских монастырей, идет от Суздаля, где два монастыря - женский в мужской, и капустная пойма в их ведении.

А вот лирическая история, которая случилась с монашенкой из нашего монастыря. Ее вспомнил и рассказал мне Г. Я. Демин. Взял к себе Г. Миндер (управляющий фабрики) белой прислугой утренний кофе подавать молоденькую девушку Пашу, да и влюбился. Красавица и работница хорошая. И он ей понравился. Пришлось бедняге в монастырь уйти. По его направлению она впоследствии окончила институт благородных девиц. Спустя многие годы, когда Миндера уже не было, а Паша стала старушкой, юный художник Демин рисовал ее портрет. Она вспомнила о своей любви и показала три платочка - подарок Миндера с надписью "Любимой Пашеньке".

Не только лирические истории но и другие случались на месте, где теперь стоит город. Вот, например, история с мельницей на речке Плаксе. Недавно я специально, пешком, вдоль и поперек исходил эти места. Никаких следов мельницы или жилья не осталось. Картофельные огороды. Словно не было здесь никогда ничего кроме этих убогих огородов, где вынуждены ковырять землю пенсионеры. На речке Плаксе, метрах в пятистах от ее впадения в Ворю, в 20-х годах нынешнего столетия стояла мельница. Она там была и раньше, но после революции пришла в упадок. Один из рабочих Вознесенской мануфактуры Яков Сергеевич Демин, возвратившийся из германского плена в семью после I Мировой войны, взял в 1922 г. эту мельницу в аренду. Будучи человеком мастеровым, он своими руками реконструировал плотину, привел в порядок мельничное оборудование и мельница заработала. Он устроил рядом жилье и переселился с семьей из общежития. Дело пошло хорошо. Мельница была нужна. С окрестных мест крестьяне везли молоть выращенное зерно. В 1929 г. механизатор-золотые руки Яков Сергеевич даже пристроил к мельнице лесопилку (дисковую пилу). Времена были нелегкие. Большую семью надо было кормить: завел постепенно корову, лошадь, 5 свиней. Но не суждено было процвести созданному хозяйству. Началась коллективизация и так называемое раскулачивание. В 1930 г. отобрали все. передали в колхоз. На мельнице Яков Сергеевич стал работать как наемный рабочий. Вспоминая об этом "раскулачивании", его сын Герман Яковлевич говорит, что ему, 7-летнему тогда мальчику, было непонятно зачем эти "сердитые дяди в фуражках, выискивая что-то в столах и бумагах, суют в карман их вилки и ложки, которыми они кушают". Но на этом дело не кончилось. Чекисты в те времена только разворачивали свое "правосудие". Нужны были "враги народа" и их находили. Достаточно было любого не осторожно сказанного слова, мнения или просто навета недоброжелателя - человек мог оказаться в застенках.

Вот выписки из материалов следствия ОГПУ [18]: "ОГ-ПУ. Полномочное представительство по Московской области. Дело ╪ 7038 по обвинению гр. села Муромцева Ф. А. Сотского, Я. С. Демина, Т. Т. Семичева. Начато 9 марта 1931 года. Окончено 15 марта 1931 года".

Из справки о Я. С. Демине: "Крепко жилистый кулак... Разговоры постоянно с церковным уклоном... Настроен антисоветски... Противник делу Советской власти... В колхозной общественной жизни не участвует".

Из показаний Я. С. Демина: "... В 1922 году заарендовал мельницу у Муромцева... Мельница у меня была отобрана и я стал работать на ней как наемный... До коллективного труда мы еще не доросли... Все нажито своим трудом. Когда был Ленин, он умел наступать и отступать (годы НЭПа). А сейчас только наступают, получается, что мужику неохота идти в колхоз".

Из свидетельской характеристики односельчанина: "... Демин говорил, что работа на фабрике за 2 фунта хлеба и из-под палки приведет к нищенству. Колхозы им ничего не дадут. Туда набралась одна шантрапа, и Советская власть им не поможет..."

Из обвинительного заключения по всем трем врагам народа и Советской власти: "В своих показаниях обвиняемые заявляли, что с коллективизацией надо обождать, а сегодня ввиду больших налогов крестьяне невольно вступают в колхоз, где собрались одни лодыри и бездельники. В колхозах ничего не дают, потому что и давать нечего. Все остается в поле, а берут с зажиточных".

Из протокола заседания "тройки" Пушкинского ОГПУ 20 марта 1931 г.: "Демина Якова Сергеевича заключить в концлагерь сроком на три года".

Вот так, захватившие власть бездельники и хамы в фуражках грабили и изводили класс умельцев и тружеников, воплощая лозунг из гимна Интернационала: "кто был ничем, тот станет всем".

Но были и безобидные, так сказать, истории. Лет 15 - 20 назад тракторист подсобного хозяйства полигона выпахал на трассе дубовый бочонок со старинными монетами [5]. Найденный клад честно принес в партком. Вот тут-то и началось: "а вдруг золотые!". Монеты оказались медными с чеканкой до 1812 г. Интерес в парткоме к ним быстро угас. Постепенно клад "испарился". Крупицу истории растащили, р:^"п"^ли, позабыли.

Город

В начале 30-х гг. XIX в. купцом Манухиным при Муромцеве было основано хлопчатобумажное заведение, которое в 1834 г. приобрел купец Ложечников, а через год мануфактура, называемая с 1834 г. Вознесенской, стала принадлежать компании, возглавляемой землевладельцем С. Е. Жа-довским. Было занято в производстве пряжи 2 тыс. человек, построен механический корпус, установлены 3 паровые машины мощностью 85 л. с. На выставке 1839 г. качество мануфактуры отмечено медалью.

С 1842 г. по 1855 г. Вознесенской мануфактурой владел С. Л. Лепешкин, выходец из калужско-тверской фамильной группы крестьян-купцов XVII-XVIII вв. [19, I]. Существует предание [5], что купаясь в реке Воря, братья Лепешкины нашли клад - две бочки с серебром. Старший брат С. Л. Лепешкин превратился в купца, коммерции советника, поставив дело на широкую ногу. Он построил новые кирпичные корпуса, приобрел 200 самоткацких станков, а в 50-е гг. построил рабочий корпус (ул. Свердлова, ╪ 2), прядильный корпус (старая и средняя фабрики), число рабочих увеличилось до 2400 чел.

В 1844 г. было волнение 500 крепостных крестьян-рабочих, арендованных из Калужской губернии, работавших без всякой платы за работу (деньги за 8 лет вперед уплачены помещику Дубровину), пошедших с жалобой в Москву с протестом из-за притеснений, незаконных податей и работ сверх фабричной барщины. В итоге руководителя шествия, ткача Тита Дмитриева, упекли в Сибирь, а 19 человек - в Московский смирительный дом. Другие волнения в 1845 г., против ночной работы детей завершились указом правительства Николая I о запрещении ночной работы детей до 12-летнего возраста. Но указ никем не контролировался.

Накануне крестьянской реформы 1861 г. фабрика принадлежала двум сыновьям Лепешкина.

Рядом с селом Муромцево по Троицкой дороге [4] стояло село Иевлево на реке Талице (село Царево). (В этом месте я умышленно обращаю внимание читателя на источник, где используются названия "Троицкая дорога" и село "Иевлево", чтобы дополнить сказанное о сухопутных дорогах Красноар-мейска в предыдущем разделе). Владевшие Царевым-Никольским (и такое было название села) с 1774 г. Дурасовы продали в 1813 г. часть земли нарвскому купцу М. Веберу, который построил на Талице ситценабивную фабрику. В

1831 г. на ней уже было 206 рабочих и 169 мастеров, последние в большинстве - швейцарцы, голландцы и немцы. Они были красильщики, граверы, механики. К 1840 г. здесь уже существовали небольшой кирпичный завод, пекарня, больница, школа и было занято до 800 рабочих из окрестных деревень и до 200 поденщиков (в основном на торфоразработках), имелось 2 паровых двигателя в 70 л. с. и 2 конных привода по 4 лошади. Эта фабрика во всю конкурировала с Московской Прохоровской и Глуховской мануфактурами и была собственностью 4-х купцов, учредивших Царевское мануфактурное общество. Ко времени крестьянской реформы 1861 г. население Муромцева и Царева (без учета рабочих мануфактур) было относительно невелико: в Муромцеве -21 двор и 280 жителей (из них 130 мужчин), в Цареве - 24 двора и 246 жителей (из них 122 мужчины) (Списки населенных мест Российской империи, 24., Московская губерния, СПб, 1862, с. 92, ╪ 2239, ╪ 2187, с. 90).

В дальнейшем Вознесенская мануфактура развивалась очень интенсивно. По обширности ее размеров занимала 1 место в Московской губерне между фабриками этого производства. В 1878 г. Дмитрий Лепешкин учредил Товарищество (3 млн. руб. на 600 паев по 5 тыс. каждый). Среди пайщиков были англичане Ф. и И. Кнопп, А. Прове, В. Бер и Г. Миндер (управляющий).

В 1882 г. в основном фабрика перешла в ведение Бера, Прова к Кноппов. Основные механизмы переоснащались из Англии. Ее корпуса получили названия по именам компаньонов: Андреевский, Владимирский, Ивановский и Федоровский. Новая казарма, построенная в 1904-1905 гг., получила название Георгиевской (по имени управляющего Миндера), в простонародье - Егорьевская.

Заведующие цехами (четыре семьи англичан) жили в так называемом "Английском доме". Сейчас это здание администрации города. Бухгалтера и счетоводы жили в деревянном двухэтажном доме рядом с казармами - "Дом молодцов".

Вся территория фабрики с поселком была огорожена дощатым забором в 3 метра высотой с кованными гвоздями в верху. Вход в нее был возможен только через Московские (каменные), Муромские (дальние и ближние) и Банные ворота. А фабричные корпуса от казарм отделялись, кроме того, внутренним (решетчатым) забором с двумя проходными воротами. Сгоревший в 1882 г. корпус отбельно-красильного цеха был переоборудован под казарму и школу (ул. Заречный тупик). За Банными воротами у Банного леса, где теперь за ж. д. переездом по улице Лермонтова стоят странные жилые постройки, была баня, а по другую сторону - кузня (остатки ее видны и сейчас). Этой бани не существует уже давно. Уже в советское время была построена другая, более мощная баня около Георгиевской казармы, которая пользовалась успехом и в наше время. Теперь эта баня не действует, без окон и без дверей стоит как величественный памятник прошлого и плохого хозяйствования в настоящем.

Наслышанный о Вознесенской мануфактуре, выпускающей отменную бумазею, бязь, миткаль, репс, перкаль, в 1898 г. ее посетил Л. Н. Толстой, гостивший в Спасс-Торбеево у генерала С. С. Урусова. В своем дневнике он записал:

"Пьяный дикий народ в трактире, 3000 женщин, вставая в 4 и сходя с работы в 8, и развращаясь, и сокращая жизнь, и уродуя свое поколенье, бедствуют...".

В 1896 г. была проведена узкоколейная дорога для вывозки торфа от болота, а в 1907 г. построена узкоколейная дорога для вывозки дров от холмов, о чем еще будет сказано дополнительно.

В 1898 г. построили четырехэтажный ткацкий корпус. Управляющий фабрикой Георгий Миндер жил в отдельном доме из 35 комнат. Дом имел сообщение с фабрикой при помощи подземного хода, проходившего под дном Вори, и находился недалеко от Красных ворот. Этот уникальный памятник деревянного зодчества сгорел в 1996 г. Недалеко от этого дома, ближе к площади Победы, примерно там, где недавно был детский садик и теперь ГорОНО, стояла деревянная церковь Вознесения Господне. Она была построена в 1848 г. С. Л. Лепешкиным [20]. При ней была открыта одноэтажная деревянная церковно-приходская школа на 125 детей с тремя учителями и одним священнослужителем. В начале 80-х гг. школа сгорела и в 1884 г. переведена в часть отреставрированного здания отбельно-красильного цеха, где реорганизована в двухклассное училище с 5-летним сроком обучения на 250 человек. В годы советской власти училище неоднократно преобразовывалось то в школу с 7-летним, то с 8-летним и даже 10-летним (в 1938 г.) образованием. Общее число учащихся доходило до 1100 чел. В 1938 г.. с открытием во вновь строящемся здании клуба им. Строгалина школы ╪ 1, старая школа опять становится 7-8-леткой, вплоть до 1969 г., когда обе школы объединились в новом 3-этажном здании в среднюю школу ╪ 4, выстроенную в прекрасном лесном массиве на Новой жизни. Такое вот наследие у церковно-приходской школы.

Что же касается церкви Вознесения Господне, то после революции 1917 г. ее постигла участь многих российских церквей. В начале 30-х годов ее варварски сломали, растащили, распилили. Особенно усердствовали, как вспоминают очевидцы, активисты Трыков и Пискунов. А ризы, всякие подсвечники и др. имущество церкви постепенно были пропиты под руководством директора строгалинского клуба Жаренкова. Недалеко от этого места прихожане довольствуются теперь молельным домом, организованным Общиной в бывшем обувном магазинчике.

К началу 1917 г. в Вознесенской мануфактуре было занято 3000 рабочих, в поселке проживало 8000 человек. Была лавка, библиотека, небольшая больница (с 1847 г.), родильный дом (с 1910 г.), детский приют на 50 мест, кинематограф на 150 мест. Грамотных было не более 15 процентов.

Иначе сложилась судьба Царевской фабрики: сменилось несколько хозяев, она пришла в упадок. В 1912г. фабрика сгорела и больше не восстанавливалась, рабочие перешли на Вознесенскую фабрику.

В 1917 г. состоялась манифестация, избран фабричный комитет (оказался меньшевицким), затем ячейка РСДРП, затем Учредительное собрание, где рабочие проголосовали за список ╪ 5 - большевиков под руководством П. В. Морозова, возглавившего коллегиальное управление фабрики. Осуществлена национализация фабрики.В 1918 г. на территории бывшей Царевской фабрики возник поселок, включенный в территорию Вознесенской фабрики. Его назвали "Трудпоселок". В гражданскую войну и иностранную интервенцию фабрика не останавливалась ни на один день - выпускала ткани для Красной Армии. В 1920 г. приехал коммунист А. Ф. Бычков - красный директор фабрики. В 1922 г. производство достигло уровня 1917г.

Вознесенское рабоче-крестьянское потребительское общество занималось снабжением, торговлей, в том числе и в окрестных селениях, пополнявших рабочими фабрику. Число рабочих достигло 4 тыс. человек. В 1926 г. возникла комсомольско-молодежная коммуна (зарплата вносилась в общую кассу и делилась на две статьи; расходы на жизнь и материальная помощь коммунарам), которая просуществовала до 1931 г. В 1924 г. при фабрике открылась школа ФЗУ. Одним из организаторов коммуны был Михаил Кузь-мич Янгель (1911 - 1971) - ткацкий помощник мастера. После ФЗУ по путевке Пушкинского райкома ВЛКСМ его направили учиться в МАИ. Он стал выдающимся конструктором и ученым в области ракетостроения, работал в Днепропетровске.

В 1925 г. к югу от фабрики возник поселок Новая жизнь, который строился методом кооперативной застройки. В 1926-1927 гг. построили новую плотину на Воре.

В январе 1933 г. в село Путилове прибыли первые сотрудники будущего полигона М. Ф. Тимофеев, В. Д. Иващенко, Ф. В. Колимбет, Н. А. Тураев, И. Ф. Бодров во главе с военным инженером 1 ранга В. П. Серебряковым (дядей Алексея Николаевича Серебрякова, известного в нашем городе хирурга). В густом хвойном бору началась расчистка трассы и места под будущую, северную часть города. Сюда с территории будущего полигона переносили жители окрестных сел свои дома. Вырубка леса производилась зимой, а срубленный лес по санному пути вывозился на строительство домов [21]. Так называемые "грабари" и их лошади (их поселочек был сразу за Банным лесом) вели эту работу. К весне 1934 г. трасса была вырублена, и 19 мая был произведен первый выстрел из 122-мм гаубицы (испытаниями руководил Г. Д. Захарченко), который возвестил о возникновении нового предприятия - Софринского полигона. Первым директором полигона стал Василий Петрович Серебряков.

Одновременно со строительством артиллерийской трассы возводился жилой поселок (методом индивидуальной застройки). В 1927-1928 гг. он стал называться Красным поселком. Трудпоселок, Новая жизнь и Красный поселок объединение называли сначала Краснофлотским, а с 1929 г. - Красноармейским. В 1929 г. здесь побывал С. М. Буденный.

В 1935-1936 гг. индивидуальные застройщики образуют рабочий район Красноворенский, что за фабричным клубом и стадионом, который создавался методом комсомольской стройки, а в 1938-1939 гг. создается поселок Болсуниха. Незадолго до Великой отечественной войны в южной части города были построены: новая баня, о которой упоминалось, ясли, надстроен родильный дом (сейчас там МЖКХ) и сдан в эксплуатацию фабричный клуб на 800 мест имени молодого рабочего - коммуниста В. А. Строгалина, погибшего на фронте в 1920 г. До этого культурно-массовая работа проводилась в подвале Андеевской казармы и в кинотеатре учителя рисования Сергея Ивановича Бреднева, заложившего высокие этические и моральные основы культурной жизни в нашем городе.

В северной части города в 1936 г. возникло первое каменное здание - "дивизион", в котором сейчас размещается музыкальная школа, в 1939 г. построена школа ╪ 2, а в 1940 году - здание штаба полигона и несколько каменных домов.

14 мая 1935 г. на Софринском полигоне состоялся смотр артиллерии. Организатором смотра был начальник РККА М. Н. Тухачевский. Правительственную комиссию, в которую входили Ворошилов, Молотов, Якир, Гомарник и многие другие, возглавлял сам И. В. Сталин. После испытаний на совещании в Кремле была принята программа развития артиллерии.

Старожилы нашего города вспоминают о некоторых курьезных ситуациях, связанных с пребыванием высокой комиссии в нашем городе.

Во-первых, у "Новой жизни" произошла непредвиденная остановка правительственных машин - стадо коров на дороге. Узнавшие в одной из машин Сталина люди не верили глазам своим, ибо выглядел он не как на портретах, а невзрачным, даже серым. Испытания были продолжительными. Комиссия утомилась, находясь в укрытиях. В одном из блиндажей возник вопрос: где туалет? Выяснив, что это не рядом, Сталин со словами: "Зачем здесь нужен туалет?", вышел и отдал долг естеству за кустом, свита последовала его примеру. Рабочие, обслуживающие испытания, вспоминали и восхищались: "Вождь всех народов - как все!" В общественной столовой был приготовлен хороший обед, но "гости" обедать не стали, после испытаний сразу уехали. Отмечая успех, хорошо и непринужденно погуляли в тот день труженики полигона в этой столовой.

15 - 17 июня 1941 г. (за пять дней до начала войны) состоялся очередной смотр стрелкового и артиллерийского вооружения, танков Т-54, КВ-1 и др., а в заключение были проведены показательные стрельбы из двух многозарядных реактивных пусковых установок, будущих "Катюш" (БМ-13). Стрельбами руководила А. М. Чувашова. Эффект был потрясающий. Нарком обороны С. К. Тимошенко, нарком вооружения Д. Ф. Устинов, начальник генштаба РККА Г. К. Жуков дали высокую оценку этому ракетному оружию и 21 июня 1941 г. руководителями государства было принято решение о развертывании серийного их производства. (Если бы на год-два раньше!)

Предвоенные годы для народа были неплохими. После изнурительных лет гражданской войны, разрухи, голодовок народ вдруг почувствовал, что жизнь улучшается: успехи на производстве, есть продукты питания, строят и дают строиться. Образуются школы, развивается самодеятельность, спортивные секции, соревнования (одних только футбольных команд на фабрике - 32). В газетах и по радио восхваляются трудовые достижения и энтузиазм народа, мудрое руководство партии, кадровая политика и гений вождя, победы над внутренними врагами. На полигоне, за первые десять лет его существования, сменилось почему-то немало руководителей:

В П. Серебряков (1933 - 1954), К. А. Григорович (1934-1935), Н Т. Остапенко (1935 - 1938), Т. А. Резников (1938 - 1940), Н. Я. Стариков (1940-1941), Д. А. Иванов (1943 - 1952).

фронт войны в 1941 г. проходил в 25 км от нашего поселка. 360 молодых рабочих вступили в народное ополчение, более 2 тыс. ушли на фронт, 800 человек погибли. В клубе им. Строгалина висит картина "Ополченцы - 41", напоминающая о тех тревожных временах нашей Родины. Ополченец, автор картины Г. Я. Демин, возвратившийся с боев без ноги, достоверно передал в картине не только атмосферу их проводов, но и запечатлел лица, лица друзей-товарищей, многим из которых не суждено было вернуться живыми.

Фабрика ни на один день не переставала работать, хотя часть оборудования вывезли на восток. "Наша кирза дошла до Берлина", как потом справедливо говорили рабочие. Около 500 сотрудников полигона были направлены в столицу на сборку боеприпасов для фронта, а когда угроза окружения Москвы была ликвидирована, сборочные мастерские полигона продолжали выпускать до 6 млн. боеприпасов в год, в течение всей войны, силами женщин и подростков. Работа по испытанию новых, создаваемых средств вооружения, на полигоне не прекращались. Это были 76-, 85-, 122-мм танковые и противотанковые пушки, 76-мм зенитные пушки, создаваемые под руководством В. Т. Грабина, 120- и 160-мм минометы, авиационные пушки, многие виды боеприпасов, а также трофейная техника. После окончания Великой Отечественной войны полигон был передан в Министерство сельского хозяйства, хотели выпускать в его цехах комбайны. Но международная обстановка потребовала продолжить развитие полигона как уникального предприятия оборонной отрасли.

В 1947 г. (12 марта) поселок преобразован в город Красно-армейск.

На территории полигона в это время начинают формироваться и другие предприятия.

В 1947 г. было создано конструкторское бюро КБ-3 по проектированию и разработке реактивного вооружения для пехоты и авиации, во главе с директором А. И. Давышевым (1947 - 1953), причем тогда в составе КБ было подразделение "Стенд-3" (начальник А. С. Шипулин) для аэродинамических исследований, ставшее впоследствии отделением ╪ 12 Московского НИИ "Теплотехника"

Со временем из КБ-3, имевшим и другие названия (ФНИИ-1, предприятие п/я 50), выделилось специализировавшееся на средствах ближнего боя конструкторское подразделение В. К. Фирулина, слившееся с одним из механических [22] производств полигона. Оно было передано ГСКБ-47 (филиал). Теперь это филиал ГНПП "Базальт", на счету которого нимало сданных на вооружение Армии разработок, в том числе известные ПГ-7 и ПГ-9. Руководил филиалом И. Н. Салмин.

А конструкторское бюро КБ-3, усиленное молодыми специалистами из вузов и конструкторским отделом из ЦИТМа (Москва), было [23] перепрофилировано на работы по созданию средств автоматизации и механизации снаряжательных производств. Со временем тематическая направленность этого предприятия расширилась, предприятие развивалось и превратилось в научно-исследовательский институт механизации (КНИИМ), внесший громадный вклад в техническое переоснащение всей снаряжательной отрасли промышленности и промышленных ВВ.

Что же касается собственно полигона - родоначальника этих предприятий, то в 50 - 60-е годы, кроме большого объема традиционных испытаний и стрельб, на нем стали разворачиваться, а затем успешно велись наземные (стендовые) испытания мощных двигателей и ступеней ракет на твердых топливах. Отрабатывались стратегические и тактические изделия, создаваемые С. П. Королевым (с полигоном Королев знаком был и раньше, когда в 1937-38 гг. испытывал свои первые крылатые ракеты), А. И. Зарубиным, Б. Н. Лагутиным, С. Н. Непобедимым и другими, теперь известными, выдающимися конструкторами и учеными.

Все это требовало серьезного переоснащения научно-производственной базы каждого из предприятий в северной части города, привлечения специалистов, развертывания дополнительных мощностей и жилищного строительства.

В город направлялись молодые специалисты. В 1957 г. молодыми инженерами мы приехали в Красноармейск. Каким он вспоминается на фоне того, что мы видим сейчас?

Тогда приехать в наш город можно было по Красноармейской автодороге из Пушкино нечастыми рейсами автобусов или по железной дороге "кукушкой" из Софрино. Но она ходила совсем редко. За клубом им. Строгалина и общежитием "Париж" (название народное) эта автодорога пересекала оставшиеся рельсы от какой-то железной дороги, которая уже была полностью демонтирована. Позднее мы узнали, что сюда она шла из Софрино, а еще раньше - из лесного массива, со стороны Федоровского, проходила но полю между Болсунихой и Путилове, имела на правом берегу Вори недалеко от клуба депо и дальше шла в сторону Новой жизни параллельно автодороге, рядом с ней, около леса. За Новой жизнью автодорога пересекала Ворю по узкому мосту, причем рядом, пониже, виднелись остатки свай другого моста, где когда-то проходила, эта железная дорога. В начале века она служила для вывозки дров и называлась дорогой "на холмы". Дальше около сегодняшнего железнодорожного переезда, метрах в пяти перед ним, автодорогу пересекал еще один рельсовый путь, тоже старый. Это так называемый путь "на болото", который, в основном, тоже был демонтирован, но кусочек этого пути, идущий от фабрики, еще сохранялся и там можно было видеть старинный тепловозик. Как вспоминают старожилы, обе железные дороги ("на болото" и "на холмы") соединялись друг с другом стрелкой по другую сторону от автодороги, где-то за хозяйственным магазином, которого в те времена еще не было.

Что же касается Красноармейской автодороги, то она, как и в те времена, так и теперь, осталась на своем месте, т. е. шла до площади, где автобусы делают поворот назад, имела, как и сегодня, у штаба полигона продолжение в сторону пожарной части и на Финский поселок. Кстати заметим, что не изменилось местоположение и других основных дорог, в частности, - через Болсуниху на Барково-Михай-ловское и на Петровское, мимо "Полянки" и "Космонавта", которых тогда не существовало. Вместо них стояло несколько домиков летно-испытательной станции (ЛИС), а поле служило аэродромом. Как говорят, одним из летчиков-испытателей был Серегин, в последствии трагически погибший вместе Ю. А. Гагариным.

Вспоминая о дорогах, хочется сказать, что в 60-е годы еще узнаваемой была древняя дорога на Михайловское. Она ответвлялась по первой улице Финского поселка вправо, затем за пионерлагерем "Искра" (его тогда еще не было), свернув влево, спускалась вниз и поворачивала вправо в сторону Пирожной горы сразу за ручьем, не доходя метров сто до садового хозяйства ╪ 3. Дальше она шла лесом, около Пирожной горы спускалась вниз и левым берегом Вори тянулась до Михайловского. Примерно метров за триста перед Пирожной горой эта дорога пересекалась с насыпью узкоколейной железной дороги "на холмы", причем в те времена (тогда еще не было садового хозяйства ╪ 3) явно было видно, что эта насыпь, местами с остатками шпал, тянется в сторону Вори и дальше за реку, в просвет между холмами в направление Федоровского.

В те времена еще не было асфальтированной верхней дороги на СЭЦ, поскольку не существовало СЭЦ (специального экспериментального цеха, называемого в простонародье "БАМ"). Эта дорога взяла свое начало от пионерлагеря "Искра" по верхней части холмов, в прямом направлении на Пирожную гору, и прошла далее вдоль ограждения трассы полигона, для чего были засыпаны овраги и срыты некоторые верхушки холмов. СЭЦ и дорога построены в 70 - 80-е гг.

С появлением в 90-е годы напротив Пирожной горы моста через Ворю и коллективного сада на другом ее берегу, от этой верхней дороги ответвилась небольшая асфальтированная дорожка к коллективному саду. Она прошла частично по насыпи дороги "на холмы" и частично по Михайловской дороге. Сама же Михайловская дорога (т. е. древняя Троицкая дорога) в остальной ее части теперь практически не используется и со временем, наверно, исчезнет совсем, о чем уже говорилось в предыдущем разделе.

Что же касается собственно города в его северной частя, то главным воспоминанием является то, что на 80% он был деревянным и утопал в зелени яблоневых садов и в частоколе заборов. Из каменных сооружений была котельная с невысокой трубой, небольшая поликлиника, баня, а напротив стояло несколько кирпичных жилых домов. Заканчивалось строительство стадиона, только что построен был дом культуры им. Ленина, пущены ясли, садик для детей, в ряде мест начиналось строительство новых домов. Словом, видно было, что город развивается.

И действительно, с каждым годом облик города заметно менялся. Исчезали заборы, вместо деревянных домов вырастали многоэтажные жилые дома, строились благоустроенные детские комплексы, реконструировалась котельная, увеличивалась мощность очистных систем, вместо комариных заводей на Воре были намыты песчаные пляжи, у Банного леса построена современная медсанчасть. Город стал неузнаваемый. Неузнаваемо изменился и облик научно-производственной базы предприятий и кадровый потенциал каждого из предприятий. Только на одном полигоне защитили кандидатские диссертации 41 человек и 5 человек - докторские. В КНИИМе работает 45 кандидатов технических наук и вышли из его стен 2 доктора технических наук. На каждом предприятии - лауреаты Ленинских и Государственных премий, изобретатели и заслуженные изобретатели, масса специалистов, награжденных государственными наградами.

22 ноября 1994 г. в нашем городе произошло значительное событие - в Москву отправилась первая электричка. История развития железной дороги в нашем городе связана с историей города. Возвратимся немного назад и посмотрим как это было в хронологическом порядке.

Дмитрий Лепешкин начал переписку с подрядчиком Шли-хейзеном о приобретении железнодорожных рельсов и оборудования в 1876 году. [24]. Чуть позже организованное товарищество купило лесной массив, называвшийся Никольская лесная дача, и торфяные болота в районе деревень Алексеевка, Аксиньино, Черноголовка. В 1892 г. был подписан договор, по которому крестьяне села Муромцева сдавали в аренду полосу земли 9 аршин, что составляет около 6 м., на 20 лет. Позднее договор продлили. В 1896 году была построена узкоколейка "на болото" в район деревни Алексеевка, а в 1906-1907 годах появилась вторая узкоколейка "на холмы" в сторону деревни Ряплово, о чем мы упоминали. В 1918 г., в период гражданской войны и тяжелого экономического положения, Москве катастрофически нехватало продуктов питания и тепла. Было дано указание срочно построить железную дорогу от станции Софрино на восток, вглубь лесов, где уже проводилась заготовка дров пленными немцами и австрийцами. В 1919 г. дорога была доведена до деревни Федоровское и назвали ее Моск-ватопом. В 1924 г. фабрика купила Москватоп и пути были обновлены от Федоровского до фабрики. Начала ходить "кукушка", а ветка "на холмы" была снята. Перед войной появившемуся полигону потребовались железнодорожные пути, чтобы подвозить спецгрузы и стройматериалы. Проложенная дорога взяла начало от той. которая шла "на болото". В 1957 г. до Софрино была построена железная дорога широкой колеи, в 1959 г. ликвидировали ветку "на болото". В 1993-1994 гг. от Красноармейска до Софрино заменили железнодорожное полотно, усилили насыпь, возвели электрический подвес, построили высокие платформы и пустили электричку. Электричка имеет регулярные рейсы до Москвы.

Сегодня Красноармейск - современный город, можно сказать, "Наукоград". В то же время это один из привлекательнейших уголков Подмосковья. Он раскинулся среди живописных полей и лесов на холмистых берегах Вори, воды которой здесь пополняются от речек Талицы, Плаксы и ряда чистейших родничков. Один из родников около Плаксы, что бьет из под валунных камней, в районе холма с экзотическим названием "Пышка", очень популярен в нашей местности.

Источник освящен церковью. Место очень живописное. Красоты наших мест не устают воспевать художники, поэты, композиторы разных поколений. Пейзажи с рекой Ворей В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, И. С. Остроухова, М. В. Нестерова известны всему миру. Поистине стали народными некоторые песни Н. П. Поликарпова и А. П. Жикина на слова местных поэтов. Некоторые поэты и художники Красноармейска запечатлены на полотнах Г. Я. Демина, где он воспевает преемственную связь поколений в групповых художественных композициях.

Трудом замечательных людей создан и прославлен наш город. Многие имена уже названы. Список имен хотелось бы продолжить, потому что остались не названы многие и многие достойные ученые, инженеры, рабочие, строители, медики, учителя, поэты, композиторы и художники.

Это могло бы составить целую главу славы нашего города, но к сожалению не входит в задачу очерка по истории, сформулированную в начале (во введении). Надеюсь, что такая глава обязательно войдет в более подробную книгу о Красноармейске, которую жители ждут от администрации города. Назовем лишь несколько фамилий из числа директоров и руководителей,поскольку от их решений и усилий в немалой степени зависело, какой теперь облик имеет наш город: А. С. Викторов, Н. Д. Зубов, А. Я. Быков. Т. Г. Корняков, В. С. Калашников, Е. И. Кабычкин, В. М. Кириллин, Б. П. Коновалов, В. И. Морозов и многие другие. С именами И. П. Гусарова и В. В. Пашенцева. осуществившими давнюю мечту красноармейцев, связан пуск в нашем городе электрички.